Брижит Анн-Мари Бардо (фр. Brigitte Anne-Marie Bardot; род. 28 сентября 1934) — французская певица, киноактриса, фотомодель и защитница животных.
Впервые снялась в кино в 1952 году. Завоевала всемирную популярность благодаря роли в фильме «И Бог создал женщину» 1956 года. В 1950-х она была для Европы таким же секс-символом, как Мэрилин Монро для Америки. В течение своей 21-летней карьеры в шоу-бизнесе снялась в 48 фильмах, записала 80 песен, выступила в различных музыкальных шоу. Закончив кинокарьеру в 1973 году, Бардо начала деятельность по защите животных. С 1990-х неоднократно выступала с критикой иммигрантов и ислама во Франции, гомосексуализма и межрасовых браков, в результате чего 5 раз была осуждена «за разжигание межнациональной розни». В 2010 году совместно в домом Lancel придумала сумочку B.B., которая «отражает ее вкусы, ее жизнь, ее фигуру. Это настоящее воплощение женственности и естественности — как, впрочем, и сама Брижит».
Брижит Бардо родилась в Париже. С детства занималась танцами, училась в балетной школе. С 14 лет стала позировать как фотомодель для журналов мод, в том числе для журнала «Elle». Фотографии увидел режиссер М. Аллегре, посоветовавший девушке сниматься в кино. Экранным дебютом Бардо стал эпизод в комедии «Нормандская дыра» (1952, реж. Ж.Буайе)
Как и история Франции, женская жизнь Бардо делится на периоды мужского царствования: это было при Роже Вадиме, это — при Жане Лу Трентиньяне, вот это — при Жильбере Беко, а то — при Жаке Шаррье… В юности она часто влюбляется в партнеров по фильмам. Со временем ее мужчины становятся все моложе, а род их занятий — все невнятней. Некоторые уж очень смахивают на альфонсов.
После мучительного романа с Жильбером Беко она поклялась никогда больше не влюбляться в женатого. От мужчины она требовала полной отдачи. В свою очередь, сама Бардо готова была отдаться без остатка. «Это была безумная любовь, любовь, о которой мечтают, любовь, которая сохранилась в нашей памяти и в памяти других. С этого дня, с этой ночи, с этой минуты никто другой, никакой мужчина не мог больше на меня рассчитывать. Он был моей любовью, он возвращал мне жизнь, он снова сделал меня красивой, я была его музой», — писала она о Серже Гинзбурге. Свое непостоянство она объяснила с прелестным женским лукавством: «Лучше каждый раз отдавать себя на время, чем одалживать себя на всю жизнь». Мужчины, поглощенные собой, ей не нравятся. Например Ален Делон: «Он интересовался только тем, как освещали его лицо и знаменитые голубые глаза, а вовсе не своей партнершей. Конечно, Ален красив. Но комод в стиле Людовика XVI в моей гостиной тоже красив».
Между мужчинами Брижит не делает паузы, одна любовная история неизменно накладывается на другую, и схема до смешного одинакова: взаимный удар грома, невозможность сопротивляться новой страсти, водевильный треугольник, слезы. Как женщина, рожденная под знаком Весов, она каждый раз колеблется и оттягивает разрыв, пытаясь примирить двоих, потом долго оплакивает побежденного в объятиях победителя: «Я запуталась во вранье, я чувствовала себя ужасно, но я хотела видеть Беко, не потеряв при этом Жана Лу Трентиньяна. Я никогда не могла легко порвать с мужчиной, потому что боялась потерять синицу в руках ради журавля в небе. Чем более виноватой перед мужчиной я себя чувствую, тем больше внимания к нему проявляю. Чтобы Жан Луи не испытывал никакого беспокойства, я купила ему мечту всей его жизни — спортивный «Остин», который, к сожалению, был цвета зеленого яблока — цвета надежды!» Цвет надежды не спас Трентиньяна, заставшего Брижит в объятиях Жильбера Беко. Но Бардо и тут обескураживающе трогательна: «Что сказать? Что делать? Лгать? Опять лгать?»
С каждым новым любовником связана новая боль, но без мужчин она не мыслит своей жизни. Брижит панически боится одиночества: «Моя индивидуальность, моя воля, моя сила — ничто, если я оказываюсь наедине с собой». Она уверяет, что только любовь к мужчине и любовь мужчины делают ее красивой: «Без любви я сдуваюсь, как воздушный шарик». Она боится показаться любовнику без косметики, ложится в постель, не смывая туши для ресниц, и просыпается с черными пятнами на лице.
Рождение сына Николя было связано с мучительной болью. Никакого счастья юная Бардо не ощутила. Она всю жизнь испытывала страх перед материнством, который портил ей самозабвенные занятия любовью. («Мне достаточно увидеть, как мужчина раздевается, чтобы забеременеть».)
Мужчины слишком часто причиняли ей боль. К словам Бардо: «Собака приносит боль, лишь когда умирает», — кто-то отнесся иронично, сочтя ее страсть к животным ловким предлогом, чтобы поддерживать интерес к себе. Кому-то все это казалось невыносимо сентиментальным. Кто-то считал, что такая любовь к четвероногим — оборотная сторона нелюбви к людям.
Несмотря на многочисленных любовников и на богемный образ жизни, Бардо в глубине души навсегда осталась девочкой из буржуазной семьи. Она свято верит в брак, причем ее завораживает символика обряда. Она с трудом переносит путешествия и перелеты, ее утомляют огромные города, которые отменили смену времен года, она мечтает о жизни на природе, о большой и красивой любви с большим и красивым мужчиной в большом и красивом доме… Кумир богемы, она ненавидит богемную жизнь.
Фильм Роже Вадима «И Бог создал женщину» вывел ее в звезды международной величины — в Америке по кассовому сбору он превзошел нашумевшие «10 заповедей». Этот фильм «сделал» Брижит Бардо. В том же году по результатам опроса общественного мнения в 47 случаях из ста разговоры французов были посвящены ей, и только в 41 случае — вопросам политики. В 1957 году она развелась с Вадимом, человеком, которому приписывали открытие новой кинозвезды.
Никто из ее мужчин не задерживался надолго. Сначала она отвергала их. Потом начали бросать ее. Вечером того дня, когда Брижит исполнилось 49, ее нашли плывущей в море в состоянии наркотического опьянения. Это была ее третья попытка самоубийства. Должно быть, смерть казалась ей более привлекательной, чем жить в забвении.
«После этого я жила в одиночестве семь лет, — говорила она. — Я — человек, не созданный для одиночества и не умеющий переносить одиночество. Но я ни о чем не жалею. Жалеть не о чем. Я всегда сама делала свой выбор. Всегда».
В детстве, сбитая с толку буржуазными устремлениями своих родителей, — ее отец был влиятельным бизнесменом, мать — несостоявшейся актрисой, — она без оглядки бросилась в руки первого подвернувшегося мужчины. Все банально, но ей было всего 15 лет. У нее никогда не было особых амбиций: «Я была никем и хотела немного известности, немного денег. Я никогда не желала того, что со мною стало, все это превзошло мои ожидания и желания». Брижит могла бы сделать многое. Скажем, стать танцовщицей — в 13 она была одной из восьми девочек, отобранных из 130 кандидаток и принятых в Национальную консерваторию музыки и танцев в Париже. Через несколько лет ей встретился Роже Вадим. И однажды, когда родителей не было дома, она засунула голову в газовую духовку, угрожая покончить самоубийством, если не заполучит его.
И она получила, что хотела. Через три месяца после того, как ей исполнилось 18, они поженились. Брижит сейчас называет этот поступок протестом, объясняя его во многом той строгой обстановкой, в которой она росла. «Мои родители были чудесными людьми, но не такими, с которыми дети находятся в тесном контакте. Они были очень строги. Я и моя сестра воспитывались гувернантками. В детстве я была немного застенчивым, неуверенным в себе ребенком и боялась своих родителей. Они были такими людьми, с которыми гораздо легче общаться, будучи взрослым».
Поэтому неудивительно, что вынужденная быстро повзрослеть, она большую часть жизни прожила с таким чувством, что все еще остается ребенком. «Я взяла с собой многое из моего детства. Я по-прежнему не уверена в себе и всегда считала себя некрасивой. Правда, смешно?»
Вадим, без сомнения, должен был как-то учитывать такие особенности, но, когда он перестал это делать (или это перестало у него получаться), она затеяла страстный роман с артистом Жаном Лу Трентиньяном прямо на глазах у мужа. И когда Жан Лу предпочел остаться со своей женой и двумя детьми, Брижит быстро переключилась на Сашу Дистеля, малоизвестного певца, которому связь с Бардо помогла быстро сделать карьеру. А когда Дистель решил продолжить ее в Америке, Брижит нашла себе Жака Шерера, еще одного молодого актера, ставшего ее вторым мужем. После двух нервных расстройств, двух попыток самоубийства с его стороны и серьезной попытки самоубийства с ее стороны, брак распался. Он длился четыре года, и от него родился ребенок.
Так оно и продолжалось. Брижит всегда была окружена множеством любовников, но при этом никогда не была частью любовного романа. «Я люблю свободно и ухожу свободно», — говорила она.
Однако это не значит, что ее никогда не бросали. Она была любящей, но не возлюбленной, соблазняющей, но не соблазненной. «Всю свою жизнь я искала любви. Это единственное, что имеет смысл в жизни, это единственная отрада. И каждый раз я пыталась поверить, что нашла любовь. И когда я люблю, я отдаю все. Нельзя отдавать не всю любовь, а только ее часть. Всегда отдаешь или все или ничего. И каждый раз я доходила до самого конца. Но сейчас все кончено, все кончено. Конец».
Она никогда не относилась к мужчинам хорошо, но впоследствии почувствовала, что и к ней относятся не лучшим образом. «Я думаю, что мужчины обожали меня, когда я была знаменита, за мой образ, за то, что я была Брижит Бардо. Но меня, саму мою сущность? Я не думаю, что они любили меня». Она говорила, что для нее ничего не значило, когда полмира сходило из-за нее с ума. «Весь мир или никто — это одно и то же, — считает Брижит. — Неужели вы думаете, что когда ночью лежишь в постели одна, тебе одиноко и у тебя проблемы, то мысль о том, что тебя любит полмира, может утешить? Полмира — это ничто. Что мне нужно — это один человек, который любит меня больше всего на свете. Я требую все или ничего».
Возможно, она никогда и не нуждалась в любви. Это звучит странно, но судить об этом ее сыну. Без сомнения, ее сын Николя Шерер заслуживал ее любви. Но, когда Брижит развелась с его отцом в 1963 году, право опекунства над трехлетним сыном получил Жак. Тогда писали, что Бардо заявила о своей неспособности воспитывать сына, так как сама еще по натуре ребенок, и мальчик рос у тети со стороны отца.
«Он просил, чтобы я не говорила о нем, и я должна считаться с этим, — сказала она. — Он всегда очень страдал от того, что был сыном Брижит Бардо. Сейчас он достиг равновесия в своей жизни и не хочет иметь ничего, связанного с моей известностью. Он счастлив в браке, у него семья, и он ведет тихую жизнь. Две его дочки прелестны, очаровательны, восхитительны, но, к сожалению, я редко с ними вижусь. Они живут за границей и не говорят по-французски».
Гюнтер Саш — ее третий муж — был просто создан для жизни с Бардо. Он был красив, как она. Очень богат, как она. Кроме того, он, как и она, был искушенным соблазнителем. Он вел отчасти традиционную игру, но играл так, чтобы победить: посылал корзины цветов в Ла Мадраг, а когда решил, что ей можно надоесть, нанял вертолет и буквально обрушил цветочный дождь на ее сад.
В 1966 году после 7-недельного знакомства они поженились в Лас-Вегасе. В возбуждении Брижит забыла сообщить об этом событии своего любовнику — бразильскому бизнесмену Бобу Загури, с которым у нее была связь на протяжении трех лет. Утверждают, что Боб воспринял это известие такими словами: «Хорошенькая шутка! А я-то думал, что она ходит по магазинам в Париже!»
Брижит и Саш никогда не жили вместе. Саш не хотел переезжать в Ла Мадраг, а у нее по каким-то причинам никогда не было ключей от его квартиры. Он отказывался сопровождать ее, и она не ездила с ним в его деловые поездки. Брижит старалась, чтобы у них все получилось. Но, откровенно говоря, она никогда не прилагала к этому больших усилий. «Когда я выходила замуж за плейбоя, я знала, что мы не будем жить в дальнем уголке моего сада вместе с моими свиньями и овцами. Но я думала: «Посмотрим. Может быть, все получится». Он почти не уступал мне в богатстве и известности. Нам обоим было за 30. Думалось, что мы хорошая пара. Но в конце концов все вышло не так. Двух лет было достаточно».
Ей всегда казалось, что она чужая в мире вещей. По словам Брижит, вещи для нее — мертвые объекты. «Я не создана для этого мира. Я дикое животное». Видимо, она была слишком «дикой» для Саша. Супруги развелись в 1969 году из-за того, что она «подрывала устои брака». Наверное, так оно и было.
Свадьба Брижит Бардо с бизнесменом Бернардом д’Ормалаем, близким другом Ле Пена, состоялась внезапно, в августе 1992 года. «Прошлого для меня не существует, — говорила Бардо. — Я живу одним днем. Единственное, что имеет для меня значение, — это то, что я делаю сию минуту. Я живу настоящим моментом. Кино для меня ничего не значит. Я его не помню. Мой первый муж меня ничуть не волнует. Единственный, кто для меня существует, это человек, за которым я сейчас замужем. Бернар — человек, который близок мне, который меня успокаивает. И, когда я волнуюсь, он утешает меня. Можно сказать, что моя жизнь началась после встречи с ним. Все остальное — это как бы другое бытие в другой жизни. Проходит молодость, проходит красота, но, если женщина отвечает на эту любовь, она прекрасна, несмотря на годы».
Бардо ушла из кино в 1974 году. С тех пор она пыталась уничтожить легенду о Бардо, посвящая себя (некоторые бы сказали, слишком усердно) борьбе за права животных. Ее первый крупный демарш в защиту маленьких морских котиков, чей белоснежный мех издавна используется на шубы, привлек к ней внимание всего мира. В 1987 году, горя желанием помочь всем существам, покрытым мехом, имеющим плавники или перья, она выставила на аукцион драгоценности и памятные вещи, оставшиеся от ее кинокарьеры, с целью основать Фонд защиты животных. В 1993 году она обратилась прямо к Папе Иоанну Павлу II с предложением направлять деньги в Африку на спасение голодающих животных. Ей не понравился его ответ, смысл которого состоял в том, что деньги могли бы быть употреблены лучше, а именно в помощь голодающим людям Африки, а не животным.
Имя шестидесятилетней Бардо опять появилось в крупных заголовках в 1994 году. На этот раз она обрушилась на Софию Лорен, за то, что та рекламировала меховые манто. Бардо заклеймила эксплуатацию мертвых тел животных как «занятие унизительное, отвратительное, омерзительное и недостойное». А совсем недавно Бардо подверглась резкой критике антирасистских групп за откровенную статью в «Le Figaro», где она критиковала исламский ритуал убийства овец в Северной Африке.
Мемуары Брижит Бардо, озаглавленные «Инициалы ББ», вызвали большой шум во Франции и в Европе. Журналистам Paris Match удалось убедить Бардо взяться за перо, и в мае 1996 года книга была завершена. Те же журналисты передали рукопись в издательский дом Grasset фирмы Hachette. Директор фирмы лично способствовал скорейшему выходу книги в свет, рассчитывая на фурор. Брижит Бардо получила 5 млн. франков (около $1 млн.). 24 сентября книжные магазины и лавки получили первые экземпляры. Мемуары действительно произвели фурор, хотя все обернулось не так, как ожидали издатели: книге был объявлен бойкот. Но это было только первой бедой. Вскоре организация «Движение против расизма и за дружбу между народами» подала на автора книги в суд за «фашистскую направленность и расистский характер» ее произведения.
В марте 1997 года сын Брижит Бардо Никола и его отец, актер Жак Шарье, подали на нее в суд и выиграли дело. Речь шла о некоторых довольно нелестных комментариях Брижит в адрес двоих мужчин в упомянутых мемуарах. Ей пришлось «отстегнуть» $26000 за то, что она называла своего бывшего мужа так: «Вульгарный, с диктаторскими наклонностями, неуправляемый мужик, жиголо, алкоголик и жалкий тип», а также $17000 за то, что называла сына «паразитирующей на мне опухолью». Свои размышления о жизни Бардо перемежала откровенными рассказами о любви. Бойкот бойкотом, а все-таки интересно. Правые покупают, потому что им нравится, средние — потому, что охочи до сенсаций, а левые — потому, что врага надо знать в лицо.
Недавно в прессе были сообщения о том, как актриса приветствовала решение Китая освободить 500 черных медведей, жизнь которых подвергается опасности на примитивных фермах. Китайские официальные лица подписали соглашение с благотворительной организацией из Гонконга об освобождении животных. А Фонд Брижит Бардо, приветствуя этот акт, призвал чиновников освободить еще 7000 несчастных зверей, которые продолжают содержаться в неволе. Фонд осудил практику использования медведей для получения желчи, которую используют в традиционной китайской медицине, указав, что она может быть успешно заменена травами.
Звезда живет в полнейшем уединении в курортном городе Сен-Тропез, заселив свою усадьбу всевозможными представителями животного мира.
Все-таки верна поговорка, что не в деньгах счастье. У этой женщины имелось в наличии все — успех, деньги, слава. Но она была глубоко несчастна всю свою жизнь: сначала мужчины сходились с ней как с сексапильной блондинкой, потом как с суперзвездой, брак с которой делает рекламу, потом как просто с богатой женщиной. Пришлось жить с барменом, а он бежал от нее, продав историю их любви в бульварные издания. Пришлось любить режиссера, которому она была нужна как средство личной карьеры…
Брижит прошла через небывалую паутину предательства, лжи и измен. Немудрено, что она просто устала от всего этого. И отвернулась от людей, которые всю жизнь плевали ей в душу. Она фанатично влюблена в животных, ведь животные не предадут, не уйдут к другой хозяйке, не отсудят половину всех денег. Они просто рады тому, что она есть, и ничего не просят взамен своей любви. Кто скажет, что не понимает ее?